Что делать, если ранее работавший как часы процесс продаж начинает давать сбой и количество сделок снижается без видимых причин? Найти и устранить проблемы поможет аудит.
В этом материале расскажем, зачем бизнесу проводить аудит отдела продаж, какие инструменты использовать и как правильно оценить результаты проверки.
Что такое аудит отдела продаж
В каждой компании существуют выстроенные бизнес-процессы: обработка лидов, скрипты бесед с потенциальными клиентами, тренинги, работа с базами данных. Часть из них можно автоматизировать, другая зависит от человеческого фактора.
Иногда меняется конъюнктура рынка, паттерны клиентского поведения или возникают ошибки в автоматизированных настройках, и выстроенные процессы перестают работать. В этом случае их нужно менять, но сначала обнаружить — с помощью аудита.
Аудит — это детальная проверка всех бизнес-процессов, связанных с закрытием сделок: от первого касания до отчётности. Его цель — выявить зоны роста и обнаружить бреши в налаженной деятельности.
Аудит может быть внутренним, который проводится силами сотрудников компании, или внешним — тогда к проверке привлекают сторонних экспертов.
Зачем нужен аудит и когда его стоит проводить
Бывают ситуации, когда аудит отдела продаж необходим. Например, объёмы заключённых сделок снижаются, хотя компания уверена в качестве продукции и постсервиса и не вводила никаких изменений в бизнес-процессы.
Или организация добавила новые артикулы или услуги, которые показали высокие результаты на фокус-группах и точно были востребованы клиентами, но телефон молчит, и заявки не поступают.
Сигналами для обязательного аудита бывают и снижение продаж в денежном выражении, замедление процесса закрытия сделок и рост числа обращений в контакт-центр. Подобные индикаторы свидетельствуют о необходимости проверки.
Основные сигналы для проведения аудита:
-
Снижение объёма продаж в деньгах или натуральном выражении.
-
Невыполнение индивидуальных планов продаж большинством менеджеров.
-
Количество лидов растёт, а число продаж снижается.
-
Сокращается количество горячих лидов.
-
Сокращается число повторных покупок.
-
Очевидное снижение мотивации в команде и текучка кадров.
-
Растёт число обращений в контакт-центр с жалобами клиентов на отсутствие ответа.
-
Проблема с постановкой KPI на отдел и для индивидуальных менеджеров.
-
Удлинение жизненного цикла сделки.
-
Есть конфликты между отделами маркетинга и продаж.
Большую часть этих сигналов можно увидеть в регулярной отчётности. Поэтому, если встречается хотя бы один из данных индикаторов, необходимо организовывать аудит.
Какие плюсы даёт аудит
Регулярный внутренний аудит — хорошая профилактическая мера, которая позволит определить зоны роста, оптимизировать процессы, скорректировать маркетинговую стратегию и, возможно, выявить сбои в автоматизированных процессах ещё до того, как они начнут влиять на снижение дохода.
Регулярный аудит продаж позволяет:
-
внедрить в организации культуру постоянного развития и улучшения бизнес-процессов
-
повысить общую эффективность продаж
-
получить бенчмарки, на которые будут равняться все участники команды
-
дополнить программы тренингов реальными кейсами, полученными во время аудита
-
адаптировать стратегию продаж и маркетинг под изменения рынка и пожелания аудитории
-
лучше понять клиентский путь и перестроить процессы, исходя из инсайтов
-
повысить удовлетворённость покупателей
Согласно экспертным оценкам, аудит уже в первом квартале после его проведения позволяет повысить продажи на 25% и на 40% — коэффициент удержания клиентов.
Как провести аудит продаж
Для начала необходимо провести небольшую подготовительную работу:
-
Определить команду аудиторов — лучше всего, если это будут собственные сотрудники. Сформировать рабочую группу из разных подразделений, включая коллег из отдела продаж, маркетинга, финансов и операционного менеджмента.
-
Обозначить цели аудита. Даже если анализировать весь процесс, делать это придётся поэтапно.
-
Оценить, какие есть данные: что можно взять из CRM-отчётов, а что получить при разговоре с сотрудниками или через обратную связь клиентов.
-
Установить сроки аудита.
-
Подготовить сотрудников — люди не должны воспринимать этот процесс как угрозу. Важно объяснить, что цель аудита — поиск зон роста, которые позволят компании активнее продавать, а вовлечённым сотрудникам — больше зарабатывать. Лучше всего проводить аудит в формате стратегических сессий — так сотрудники будут смелее делиться идеями и обратной связью.
В зависимости от целей и задач аудита можно выделить его следующие этапы и предложить примерный чек-лист:
Источник: экспертные рабочие данные, полный вид таблицы
Резюмируя, можно выделить основные этапы аудита:
-
Анализ CRM и данных о продажах — поиск проблемных этапов и установка причин снижения конверсии.
-
Анализ эффективности работы менеджеров — анализ звонков, использования скриптов, внесения данных в CRM.
-
Анализ эффективности технологий продаж — фокус на используемых системах, описании бизнес-процессов, качестве скриптов и рекламных материалов.
-
Анализ внутренних процессов — системы KPI, стратегии продаж и её соответствия целям компании.
-
Анализ управления системой продаж — качество отчётности, контроля и мотивации.
-
Анализ внешнего окружения — конкурентов и клиентской базы.
Так тщательный аудит позволит выявить проблемные области и наметить пути для повышения эффективности.
Основные ошибки, которые выявляет аудит
Структура аудита построена таким образом, что можно идентифицировать ошибки на любом этапе работы. Чаще всего они относятся к стратегическому полю, бизнес-процессам и технологиям продаж или работе персонала. В частности:
-
Снижение конверсии может быть вызвано:
-
нехваткой персонала в отделе продаж — они не успевают обрабатывать лидов;
-
медленным поступлением лидов к сотрудникам — есть проблема с потоками данных;
-
персонал не видит сразу всех лидов;
-
отсутствием скриптов диалога: их смысл непонятен сотрудникам, или они не используют его по иным причинам;
-
скрипты и шаблоны нуждаются в пересмотре;
-
персонал не заносит все данные в CRM — сложный формат ввода информации, или её слишком много;
-
сотрудники некачественно работают с возражениями;
-
персонал не знает УТП продукта;
-
маркетинговые материалы неинформативны, не отвечают на вопросы клиентов.
-
Невыполнение планов продаж менеджерами:
-
KPI явно завышены и не коррелируют с рыночной ситуацией;
-
KPI не поддерживаются или противоречат показателям смежных отделов;
-
мотивационная схема не слишком интересна сотрудникам;
-
у компании есть проблемы в стратегии продаж — прогноз слишком оптимистичен, стратегия позиционирования имеет изъяны, продукт не ориентирован на ЦА;
-
у компании проблемы с ценообразованием;
-
продукт конкурентов лучше;
-
конкуренты проводят активную рекламную кампанию.
-
Ухудшение показателей клиентской базы: снижение числа лидов, сокращение доли активных клиентов, рост оттока:
-
изменение рекламной стратегии — фокус на новую ЦА, сокращение инвестиций на привлечение клиентов, изменение сплита каналов;
-
неправильное распределение усилий команды в отношении стратегических аккаунтов;
-
некачественное постпродажное обслуживание;
-
отсутствие контактов с клиентами после первой покупки.
Во время аудита можно выявить и иные проблемы, главное — не останавливаться на этом, а сразу прорабатывать необходимые изменения в бизнес-процессах.
Как сделать процесс эффективным:
-
Приоритизируйте необходимые изменения с точки зрения их влияния на рост продаж и скорость внедрения.
-
Вовлекайте в процесс изменений все заинтересованные стороны — принятие решения должно быть согласовано теми, кого оно коснётся.
-
Проводите обучение новым процессам, системам, скриптам и всему, что планируете внедрить после аудита.
-
Отслеживайте позитивные изменения всей командой. Настройте отчёты, в которых будет прозрачно отображено, как новый процесс влияет на рост результатов.
-
Создавайте регулярные встречи для обмена обратной связью. Продолжайте задавать вопросы отделу продаж. Важно создать дружелюбную атмосферу и не критиковать сотрудников, а вовлекать их в процесс совместного поиска решений.
Инструменты для проведения аудита
Поскольку аудит предполагает тщательное погружение в каждый элемент процесса продажи, необходимо собрать и изучить серьёзный массив данных. Поэтому основной инвентарь можно разделить на две группы: инструменты для сбора данных и для их анализа.
Для сбора данных можно использовать следующие инструменты:
-
CRM-аналитику, клиентские, коммуникационные, рекламные отчёты, а также по воронке продаж, time-sheets и замеры индекса NPS — для их построения подойдут Tableau, Power BI и другие доступные инструменты, включая Excel.
-
Интервьюирование сотрудников — глубинные и количественные опросы. Их настраивают с помощью Testograff, Oprosso, Survey Monkey.
-
Расшифровку звонков и обращений через форму обратной связи как клиентов, так и менеджеров. Здесь будет полезен сервис транскрибации звонков и речевая аналитика от МТС Exolve.
-
Отраслевые отчёты (Росстат, ФНС, публичная отчётность на сайтах конкурентов).
-
Исследование методом тайного покупателя.
Для анализа можно использовать классические маркетинговые инструменты: SWOT-анализ, бенчмарк-анализ, ABC и RFM-сегментации, факторные анализы, модели расчёта рентабельности и аффинитивности.
Заключение
Аудит продаж может стать постоянным способом поиска точек роста компании. Включение его в операционную деятельность на ежеквартальной основе значительно повысит продажи и положительно скажется на клиентской удовлетворённости.
Доброжелательная атмосфера и включение в рабочие группы сотрудников из разных департаментов создадут условия открытости и готовности к поиску совместных решений. Это повысит вовлечённость и мотивацию персонала, и тогда стратегия станет прозрачнее и будет восприниматься как программа действий, которую разделяет весь коллектив.