Каждая компания в интернете должна гарантировать защиту информации пользователей. Одна только сфера e-commerce сталкивается с 206 000 атак каждый месяц. 43% приходятся на малый бизнес, а 64% компаний по всему миру подверглись хотя бы одной форме кибератаки. Для защиты используются два ключевых процесса: аутентификация и авторизация.
Они защищают данные пользователей, предотвращают мошенничество, обеспечивают безопасность в онлайн-транзакциях. Защита данных от злоумышленников — необходимая мера для любой организации, хранящей конфиденциальную информацию.
Аутентификация и авторизация используются для сегментации пользователей, изучения их поведения, маркетинговых и других целей. В итоге эти процессы являются неотъемлемыми элементами любого сайта или приложения, гарантируя безопасность и конфиденциальность данных пользователей.
Основы аутентификации: что это и как это работает
Аутентификация — процедура подтверждения личности пользователя.
Каждый логин записывается в базу данных, что позволяет отслеживать активность пользователя и распознавать нетипичное для него поведение: вход из другой страны или устройства. В этом случае система может запросить дополнительный ввод пароля.
Аутентификацию можно выполнить с помощью:
- ввода логина и пароля
- MFA (многофакторной аутентификации)
При этом MFA можно пройти через:
- ввод биометрических данных (отпечатков, сетчатки глаз, голосового тона)
- аппаратные токены, используя USB-ключи, смарт-карты
- ОТР или одноразовые пароли, действительные в течение ограниченного периода
Основы авторизации: зачем это нужно и как это работает
Авторизация — процесс определения доступа пользователя к конфиденциальным ресурсам или данным.
После успешной процедуры проверки система определяет, какие данные или ресурсы доступны пользователю.
Для повышения безопасности используются различные подходы:
-
Уровни доступа. В зависимости от роли и прав пользователя определяется уровень доступа к ресурсам — читатель, администратор
-
Разрешения на доступ. Администратор системы назначает пользователю определённые разрешения на доступ к ресурсам (чтение, редактирование данных)
-
Обозначение времени действия доступа. Доступ к ресурсам может быть ограничен по времени или количеству раз
-
Использование проверки подлинности в течение сессии. Если пользователь неактивен в течение определённого времени, система попросит повторно ввести логин и пароль
Важно выбрать подходящий метод в зависимости от конкретной ситуации и требуемого уровня безопасности ресурсов.
Различия между аутентификацией и авторизацией
Аутентификация — это проверка подлинности личности пользователя, а авторизация — определение прав пользователя на доступ к конкретным ресурсам.
Важно понимать, что и аутентификация, и авторизация — крайне важные элементы безопасности данных. Например, в МТС Exolve модуль с API не сохраняет пароли, создаёт индивидуальный токен для каждого пользователя, а при подозрительной активности запрашивает дополнительное подтверждение для входа. Такой уровень безопасности повышает ценность сервиса и доверие в глазах клиентов.
Рекомендации по безопасности при использовании аутентификации и авторизации
-
Используйте сложные и уникальные пароли. 91% людей знают о риске повторного использования паролей в своих онлайн-аккаунтах, но 66% всё равно делают это. Пароли должны быть длинным и содержать различные символы, цифры и буквы.
-
Используйте многофакторную аутентификацию. MFA — это дополнительная защита, которая требует двух или более методов проверки подлинности. По данным Microsoft, многофакторная аутентификация блокирует 99,9% атак. Например, как один из дополнительных инструментов защиты можно использовать OTP и отправить его на мобильный телефон пользователя.
-
Не забывайте про мониторинг и журналирование. Отслеживайте логины и сессии. Так можно отследить попытки несанкционированного доступа или другие подозрительные активности. Это поможет выявить потенциальные угрозы и принять меры по их предотвращению.
Отправка одноразовых паролей через SMS API улучшает процесс аутентификации пользователей и повышает безопасность системы, обеспечивает быструю и надёжную доставку сообщений благодаря шифрованию и удобной интеграции.
Заключение
Безопасность данных требует постоянного мониторинга и обновления мер защиты. Рекомендуется регулярно проводить аудит системы, чтобы выявлять потенциальные уязвимости и вовремя отреагировать.
CpaaS — это платформа, которая объединяет все каналы коммуникации в единой системе. Упрощая взаимодействие менеджера и клиента, она предоставляет инструменты для создания и интеграции различных методов аутентификации и авторизации. А это прямой путь к безопасным, оперативным и удобным методам проверки личности и контроля доступа.