Мы собираем файлы cookie и применяемрекомендательные технологии

Менеджер по работе с клиентами: кто это, каким должен быть идеальный клиентский менеджер
  • CRM

Идеальный менеджер по работе с клиентами

Прибыль компании зависит не только от качества продуктов — за успешным развитием бизнеса всегда стоят люди. Чем требовательнее клиенты и чем активнее растут их ожидания, тем большее значение приобретает уровень обслуживания.

Сервис — это не только вежливое общение, но и долгосрочное партнёрство, построить которое и должен специалист.

В этой статье мы рассмотрим ключевые должностные обязанности менеджера по работе с клиентами и профессиональные направления в этой области. Расскажем, какие навыки и образование помогают успешно развиваться в профессии.

Кто такой менеджер по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами, или аккаунт-менеджер, — настоящий «человек-оркестр». Это специалист высокой квалификации, который планирует и развивает продажи, участвует в коммерческих переговорах, создаёт и реализует стратегии, а главное — умеет выстраивать профессиональные и взаимовыгодные отношения с потребителями.

Клиентский менеджер — партнёр, заинтересованный в развитии покупателя не меньше его самого.

Эксперту приходится совмещать в себе множество ролей:

  • стратега

  • рекламщика

  • CRM-маркетолога

  • проектного менеджера

  • специалиста по продажам

  • специалиста по работе с документами

  • эффективного менеджера

Кроме того, такой человек должен быть приятным в общении и стрессоустойчивым, иметь навыки работы с клиентами, любить работать с людьми и уметь убеждать и доказывать, не испытывая при этом неловкости. Другими словами, специалист по работе с клиентами — это человек с количеством рук Шивы и харизмой Роберта Де Ниро в лучшие годы.

Важность менеджера по работе с клиентами

Такие специалисты высоко востребованы на рынке. На сайте Headhunter количество вакансий в этой сфере только в Москве составляет более 40 тысяч. Менеджеры со стажем и хорошими рекомендациями не останутся в роли соискателей надолго — именно они обеспечивают рост товарооборота компании при работе с клиентами, обеспечивая их удержание и развитие.

Часто опытный клиентский менеджер способен внести в компанию существенный вклад в виде собственной базы покупателей. По сути, большинство людей доверяют не бренду, а конкретным людям, с которыми работают.

Таким образом, важность аккаунт-менеджера огромна. Он лицо и голос компании, представляя её возможности, потенциал и стиль работы. Именно он несёт ответственность за качество оказанных услуг и в случае неисполнения фирмой взятых на себя обязательств будет разрешать конфликт с клиентом.

Типы аккаунт-менеджеров

Профессия менеджера по работе с клиентами совмещает в себе два навыка: искусство продаж и ведения проектов. Классификация типов аккаунт-менеджеров в большей степени строится на том, какое умение превалирует:

  1. Аккаунт, работающий на предпродажах. Ведёт потенциального покупателя до момента закрытия сделки: определяет потребности и предлагает решение, максимально удовлетворяющее ему. Presale-специалистам нужно отлично разбираться в своей отрасли и продуктах компании.

  2. Аккаунт, ведущий клиента: его работа — «подхватить» покупателя после закрытия сделки. Эти специалисты должны владеть навыками ведения проектов и продаж и отвечают за внедрение проданных продуктов, стимуляцию повторных покупок и удержание базы.

  3. Менеджеры по работе с ключевыми клиентами — привлекают и развивают самых доходных для компании клиентов. Обычно такие специалисты обладают не только навыками закрытия сложных сделок и реализации масштабных проектов, но и серьёзными компетенциями в области стратегии. Это «элита», которая работает на уровне топ-менеджмента и руководителей бизнеса.

Аккаунт-менеджеры могут работать в агентствах или на стороне клиента. Особенных различий между этими специалистами нет: и те и другие занимаются привлечением и развитием клиентов или партнёров.

Качества менеджера по работе с клиентами

Профессия предполагает серьёзную личную вовлечённость. Работая с людьми, специалист в этой отрасли должен уметь:

  • слушать и слышать

  • доказывать и убеждать

  • на лету считать и прогнозировать коммерческую эффективность

  • работать с возражениями

  • эффективно планировать

  • продавать

  • отлично презентовать

  • уметь анализировать и представлять результаты оценки

  • быть щепетильным и обязательным

  • чувствовать ответственность за себя и всю компанию

  • держать в тонусе и клиента, и исполнителей

  • быть просто приятным человеком, с которым хочется общаться

Кому подойдёт

Деятельность по силам не каждому. Многое зависит от отрасли, но успешных клиентских менеджеров объединяет принадлежность к определённому типу личности.

По методике личностной оценки DISC, которую часто используют руководители и HR для психологической оценки персонала, на роль менеджера по работе с клиентами хорошо подходят люди с психотипами D и I, а также смешанные типы DI и ID.

Психотип D характеризует:

  • активное поведение в противоборствующей, конкурентной среде

  • стремление доминировать

  • ориентированность на результат

Из людей с этим психотипом получаются прекрасные менеджеры по продажам, коммерческие директора и менеджеры по работе с клиентами, ориентированные на активное привлечение новых покупателей.

Психотип I характеризует:

  • активное действие в дружественной среде

  • позитивное влияние на окружающих и желание вовлекать их в процессы

  • открытость к коммуникациям и ориентация на человеческие взаимоотношения

  • стремление уходить от конфликтов через силу убеждения

Люди этого психотипа находят себя в HR и клиентском сервисе.

Комбинированные типы DI и ID успешно сочетают в себе качества обоих психотипов. Как правило, это очень активные люди, которым нравится очаровывать и вести за собой людей, влиять на окружающих и лидировать из-за силы убеждения и личной харизмы. Они прекрасно справляются со сложными задачами, и их редко можно упрекнуть в банальности или рефлексии.

Обязанности и функции клиентского менеджера

Ключевые обязанности и задачи менеджера по работе с клиентами могут дифференцироваться в зависимости от отрасли и его места в служебной иерархии. В некоторых сферах ключевым фокусом будет работа с продажами, в других — клиентский сервис, где-то — управление проектами. Однако все перечисленные обязанности в той или иной степени будут присутствовать в ожиданиях нанимателя.

Обязанности клиентского менеджера:

  • привлечение новых покупателей

  • работа с существующей базой

  • сопровождение клиентов на всех этапах сделки — от запроса до подписания договора

  • составление и выполнение плана продаж и допродаж, анализ статистических данных

  • развитие новых каналов продаж

  • информационная поддержка клиентов

  • взаимодействие с другими подразделениями компании

  • решение конфликтных ситуаций и работа с претензиями

Функции и задачи отдела по работе с клиентами похожи на деятельность отдельных специалистов. Руководитель подразделения может распределить задачи внутри команды исходя из личных компетенций и сильных сторон сотрудников, однако чаще отдельные клиенты закрепляются за конкретным клиентским менеджером.

В KPI самого руководителя входят планирование продаж, постановка и выполнение целей по товарообороту на каждого клиента, подготовка отчётов и продающих презентаций.

Образование и повышение квалификации клиентского менеджера

Сегодня получить образование по профессии «Менеджер по работе с клиентами» можно во многих вузах. Такую учебную дисциплину предлагают как в государственных, так и в коммерческих университетах и колледжах:

  • МГТУ им. Баумана
  • МФЮА
  • МГУ им. Ломоносова
  • Санкт-Петербургском ГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
  • МГПУ
  • ФУ при Правительстве РФ
  • МАП при Правительстве Москвы
  • Университете «Синергия»
  • РГСУ
  • и других учебных заведениях

Однако работать по специальности клиентский менеджер может и с другим образованием — если изучал маркетинг, проектное управление, менеджмент и технологии управления.

Повысить квалификацию позволяет второе высшее образование по смежным специальностям — тем, что относятся к отрасли занятости, развивая мягкие навыки (коммуникативные, по работе с возражениями, проектного управления) или прокачиваясь в продажах. Для повышения квалификации существует огромное количество очных и заочных курсов, включая Skillbox, Yandex.Practicum и «Нетологию».

Права и ответственность менеджера

Особенной специфики в области защиты прав сотрудников, работающих на этих должностях, нет.

Менеджер по работе с клиентами имеет право учиться и развивать навыки в рамках своих обязанностей, влиять на бизнес-процессы в отделе и при взаимодействии с другими подразделениями, жаловаться на коллег, если они нарушают правила, не соглашаться с результатами аудита своих компетенций и анализировать с этой целью документы, фиксирующие оценки его профессиональной деятельности.

Помимо прав и обязанностей, менеджер по работе с клиентами также несёт ответственность за свою работу. Относительно должностных инструкций здесь тоже всё стандартно: нельзя нарушать сроки и не выполнять работу, разглашать коммерческую тайну и нарушать устав и другие внутренние регламенты. Однако с точки зрения выполнения служебных обязанностей в требования к клиентскому менеджеру, в зависимости от отрасли, могут быть включены и коммерческие цели по товарообороту аккаунта, которым он управляет, количество таких аккаунтов и удовлетворённость клиентов, с которыми он работает.

Инвентарь менеджера по работе с клиентами

Множество звонков, скорость предоставления и обработки информации, соблюдение сроков проектов и отчётность способны превратиться в снежный ком, если не использовать инструменты для эффективной организации рабочего процесса.

Какие системы необходимы клиентскому менеджеру:

  • CRM-система — хранилище клиентских данных. Кроме основных функций помогает компании предотвратить потерю наработанной базы с уходом того или иного специалиста. В зависимости от сферы деятельности и масштабов бизнеса можно использовать amoCRM, Manzana, Mindbox, SAP и др.
  • Для настройки коммуникации с аудиторией можно использовать специальные модули CRM (они есть во всех перечисленных выше системах) либо подключать по API сервисы МТС Exolve. Такие продукты, как виртуальная АТС, SMS API, инструменты автообзвона, интегрированные с CRM, повысят эффективность работы сотрудников отдела по работе с клиентами.
  • В управлении проектами полезно использовать системы ведения задач («Битрикс24», Kaiten, «ПланФикс», YouGile), чтобы учитывать ресурсы, эффективно планировать и контролировать соблюдение сроков проектов и способствовать командной работе.
  • Управлять документооборотом можно в различных системах: 1С, «Битрикс24», EDO — их выбор зависит от IT-ландшафта и потребностей бизнеса


Кейс

Руководитель отдела по работе с клиентами обратил внимание, что из-за активного роста задач в работе с высокодоходными клиентами оборот в других сегментах заметно снизился. В результате анализа выяснилось, что клиентские менеджеры не успевают общаться с ними, и это снижает количество повторных покупок.

Для решения настроили автоматизированные цепочки рассылок, привязанных к послепродажному циклу и продвижению категорий, через SMS API МТС Exolve.

Результаты:

  • рост продаж в сегменте низкодоходных клиентов — на 25%

  • оптимизация трудозатрат на 15%

Заключение

Деятельность менеджера по работе с клиентами требует особых компетенций и наличия мягких навыков и включает множество обязанностей. Хорошие специалисты востребованы на рынке, поэтому соответствующая дисциплина включена в программы лучших вузов страны.

Однако необходимо помнить, что люди работают с людьми, и иногда даже очень сильный специалист способен уступить человеку с активно развитыми лидерскими качествами и харизмой.

Предыдущая статья
Оцените статью:
Следующая статья