Мы собираем файлы cookie и применяемрекомендательные технологии

Что такое структура данных и для чего она нужна
  • Разработка

Структуры данных в программировании: что это и какие бывают

Выполняя повседневные задачи, программисты работают с различными структурами данных, для каждой программы она своя. О самых популярных вариантах структуры, их особенностях и способах применения подробно расскажем в этой статье.

Что такое структура данных и для чего она нужна

Структура данных — это форма организации и хранения информации в компьютерной программе. Она повышает эффективность управления с помощью модификации и обработки.

Благодаря структурам данных можно:

  • Логически структурировать и группировать информацию, делая код более понятным и легко поддерживаемым.

  • Хранить уникальные элементы, избегая дублирования информации (например, через хеш-таблицы).

  • Оптимизировать процесс поиска, добавления, удаления и обновления данных.

  • Экономно использовать память, например, через битовые и компактные массивы.

  • Упростить выявление и устранение ошибок.

Классы структур данных

На практике выделяются основные структуры данных:

  1. Примитивная. Обладает фиксированной памятью и представляет простые значения: целые числа, символы и прочее.

  2. Сложная. Позволяет хранить множество значений и работает с более сложными операциями: добавление, удаление, поиск, сортировка данных и т. д. Сюда относятся массивы, списки, векторы и другие типы структур.

Среди сложных выделяются:
  1. Линейная. Характеризуется сохранением элементов, которые идут один за другим и доступны в определённой последовательности. Примерами линейных структур данных являются массивы, списки, стеки и очереди.

  2. Нелинейная. Элементы могут иметь несколько связей, образуя иерархические, сетевые или произвольные структуры. Примерами нелинейных структур являются деревья и графы.
В линейных можно выделить такие подтипы:
  1. Статистическая. Имеет фиксированный размер памяти, что ускоряет доступ к выбранным элементам.

  2. Полустатистическая. Комбинация статических и динамических элементов, обеспечивающая баланс между эффективностью использования памяти и гибкостью работы с данными.

  3. Динамическая. Здесь размер и структура могут меняться динамически. Это делает управление данными более гибким и позволяет проводить операции с конкретными элементами в любой момент.

Основные алгоритмические типы структур данных

Хеш-таблицы

Неупорядоченная коллекция пар «ключ — значение», где каждый ключ уникален. Хеш-таблица используется для реализации структур данных (map, dict, set и т. д.), особенно полезна для хранения, поиска и добавления элементов.

Операции с хеш-таблицами:

  • Вставка. Позволяет добавить в хеш-таблицу элемент с определённым ключом. Сначала ключ преобразуется в хеш-значение, затем размещается в соответствующей ячейке таблицы.

  • Удаление. Удаляет элемент с заданным ключом из хеш-таблицы. Сначала ключ преобразуется в хеш-значение, после чего проводится сама операция.

  • Поиск. Помогает найти элемент в хеш-таблице через уникальный ключ.

В хеш-таблицах можно проводить следующие действия:

  • Обновление. Меняет значение существующего в таблице элемента без переиндексации его ключа.

  • Подсчёт элементов. Показывает, сколько элементов находится в хеш-таблице.

  • Разрешение коллизий. Применяется, когда несколько ключей преобразуются в одно и то же хеш-значение. Ошибки корректируются через операции «Поиск» и «Вставка».

Где применяются хеш-таблицы:

  • Реализация словарей и ассоциативных массивов.

  • Кеширование данных или вычислений.

  • Маркировка посещённых URL.

  • Быстрый поиск и индексации данных (контакты, номера телефонов и т. д.) в CPaaS-сервисах вроде Exolve.

  • Управление кешем объектов в приложениях и играх.

  • Основа во многих базах данных для хранения большего объёма данных.

Массивы

Это структура, которая позволяет последовательно хранить несколько элементов одного и того же типа. Перейти к этим элементам можно через индекс — числовое значение определённой позиции, которое начинается с 0. При этом массивы бывают одномерными и двухмерными, ими может быть каждый элемент.

Задача массива — организовать удобную сортировку данных или поиск соответствующего набора значений.

Операции с массивами:

  • Добавление. Предназначена для вставки нового элемента в конец существующей структуры данных.

  • Обновление. Позволяет менять и присваивать новые значения элементам.

  • Удаление. Можно сжимать, удаляя элементы.

  • Сортировка порядке возрастания или убывания элементов, например, через алгоритмы быстрой или пузырьковой сортировки.

  • Копирование элементов.

  • Объединение. Для создания новых массивов с элементами из двух или больше исходников.

Где применяются массивы:

  • Решение матричных задач.

  • Применение алгоритма сортировки.

  • Реализация стеков, очередей, хеш-таблиц.

  • Планирование работы процессора.

  • Создание справочной таблицы в компьютерах.

  • Обработка речи, где каждый речевой сигнал представляет собой массив.

  • Работа с системами управления баз данных: учёт книг, журналов или статей, учеников и студентов, голосов и решений и т. д.

  • Создание компьютерных игр вроде онлайн-шахмат, с сохранением прошлых и текущих ходов игрока для указания позиции фигур.

Связный список

Непримитивная структура, создающая коллекции элементов в последовательном порядке. В этом формате узлы хранятся в несмежных ячейках памяти. Списки бывают односвязными, со ссылкой на следующий объект, и двусвязными — в том числе со ссылкой на предыдущий объект.

Это гибкая структура, где можно взаимодействовать с элементами списка без предварительного выделения фиксированного объёма памяти, как это делается в тех же массивах.

Операции со связанными списками:

  • Инициализация. Инициировать список можно через создание головного узла. Каждый новый узел содержит значение и ссылку на следующий фрагмент.

  • Вставка. Данные можно добавлять в начало, конец или обозначенную позицию связанного списка.

  • Удаление. Делается через обновления ссылки предыдущего узла, чтобы та указывала на следующую ячейку списка.

  • Поиск. Поиск нужного элемента начинается с головного узла и распространяется на следующие ячейки до тех пор, пока подходящий элемент не будет найден.

  • Обновление. Проводится путём изменения данных, которые находятся в выбранном элементе.

  • Обход. По узлам связанного списка можно перемещаться, начиная с головного узла и следуя ссылкам на следующие элементы, вплоть до конца всего списка.

  • Обращение списка. Связанный список можно обратить вспять, обновив ссылки каждого узла таким образом, чтобы они указывали на предыдущий, а не на следующий элемент.

Где применяются связные списки:

  • Выполнение арифметических операций с длинными целыми числами.

  • Представление разреженных матриц.

  • Связанное размещение файлов.

  • Отображение контейнеров изображений (для просмотра прошлых, текущих и следующих картинок).

  • Циклическое планирование для отслеживания ходов в многопользовательских играх.

  • Упорядоченная связь песен в плейлисте и т. д.

Стек

Это линейная структура, которая функционирует по принципу LIFO, где последний добавленный элемент будет удаляться или извлекаться первым. К примеру, при открытии нескольких окон в Windows, активным останется именно последнее задействованное окно.

Операции со стеком:

  • Добавление. Элемент добавляется на вершину и заменяет прежнее значение.

  • Удаление. Выталкивание всех элементов из стека, что приводит к его очистке и восстановлению пустого состояния.

  • Чтение головного элемента. Извлечение значения, которое было добавлено последним и находится в верхней части стека.

Также со стеком можно проводить следующие действия:

  • Просмотр. С помощью этой операции верхний элемент можно осмотреть, не удаляя его.

  • Размер. Позволяет просмотреть количество элементов.

  • Поиск. Находит, возвращает на позицию или сообщает об отсутствии конкретного элемента.

  • Проверка на пустоту или заполненность. Определяет наличие или отсутствие данных в стеке.

Где применяются стеки:

  • Вычисление и преобразование арифметических выражений.

  • Управление памятью.

  • Обработка вызовов функций.

  • Преобразование выражений из инфиксных в постфиксные.

  • Воспроизведение следующей или предыдущей песни.

  • Отслеживание ранее посещённых сайтов в браузере.

  • Формирование журнала вызовов в мобильном приложении.

Очередь

Структура линейного порядка, в отличие от стека, основана на принципе FIFO, где вначале обрабатывается первый сохранённый элемент данных.

Очередь отлично справляется с управлением заданий для ОС, учётом товаров на складе, обработкой сетевых пакетов и т. д.

Операции с очередью:

  • Добавление. Элемент можно добавлять в конец до момента обработки.

  • Удаление. Позволяет извлечь и обработать элемент из начала очереди.

  • Front. Чтение или получение значения, находящегося в начале, без его удаления.

  • Rear. Чтение или получение значения элемента, находящегося в конце очереди, без его удаления.

Где применяется очередь:

  • Обработка трафика веб-сайта.

  • Планирование и учёт запросов к общему ресурсу: распечатка на принтере, планирование задач процессора и т. д.

  • Обработка прерывания, планирование заданий, переключение приложений в ОС.

  • Асинхронная передача данных.

  • Загрузка нескольких фото или видео и т. д.

Дерево

Иерархическая структура данных с разветвлённой системой элементов. Самый верхний узел дерева называется «корневым» — он ведёт к «родительским» узлам, которые делятся на «дочерние». Структура завершается «листами» — конечной точкой без «дочерних» узлов. Все элементы дерева соединены «рёбрами».

Деревья бывают бинарными, красно-чёрными, AVL и т. д. Каждый из видов обладает уникальными свойствами и способом применения. У любого дерева:

  • В каждый узел, кроме корневого узла, входит одна ветвь.

  • Существует узел, в который не входит ни одна ветвь.

Операции с деревьями:

  • Вставка. Позволяет добавить новый узел в соответствии с правилами, присущими конкретному типу дерева. В двоичном поисковом дереве новый узел вставляется с условием сохранения порядка элементов.

  • Балансировка. В некоторых типах деревьев (AVL, красно-чёрные) можно проверить, насколько сбалансированы и равномерны «рёбра».

  • Обход. Помогает посетить все узлы дерева в определённом порядке. Для этого можно использовать прямой, обратный, симметричный метод обхода.

  • Поиск. Находит узел по заданному ключу или значению. Процедура начинается с корня и рекурсивно движется вниз до получения результата.

  • Удаление. Удаление узла из дерева и корректировка структуры для поддержания баланса или других свойств.

Где применяются деревья:

  • Моделирование и управление поведением персонажей в видеоиграх.

  • Добавление индексов в базы данных.

  • Структурирование файловой системы.

  • Создание и организация иерархии задач и заданий в системах управления проектами.

  • Представление синтаксической структуры программного кода в компиляторах и анализаторах.

  • Создание иерархических меню и древовидных структур навигации.

Граф

Нелинейная абстрактная структура данных, которая состоит из фиксированного конечного набора узлов или вершин. Соединена рёбрами — линиями, сцепляющими узлы всей структуры.

Графы широко применяются в алгоритмах и структурах данных, например в компьютерной графике, маршрутизации в сетях и прочих областях программирования.

Операции с графами:

  • Добавление вершины. Создаёт в графе новую вершину. Операция нужна для формирования нового элемента или сущности в модели.

  • Добавление ребра. Связывает две вершины, задаёт направление и при необходимости вес ребра. Операция помогает моделировать отношение между вершинами.

  • Удаление вершины. Исключает из графа выбранную вершину и связанные с ней рёбра.

  • Удаление ребра. Разрывает соединение между двумя вершинами, отменяя указанное ребро. Полезно, когда связь между вершинами более неактуальна.

  • Проверка свойств графа. Включает в себя анализ различных характеристик графа: направленность, ацикличность, связность, наличие циклов и других свойств — для обеспечения корректности и соответствия требованиям задачи.

  • Вычисление кратчайших путей между вершинами. Это делается с помощью алгоритмов Дейкстры, Флойда — Уоршелла и прочих методов.

Где применяются графы:

  • Представление потока вычислений.

  • Распределение ресурсов в операционной системе.

  • Моделирование дружеских связей и взаимодействий между пользователями социальных сетей.

  • Оптимизация дорожных сетей, планирования маршрутов, управления транспортным движением и GPS-навигации.

  • Представление биохимических сетей, геномных данных и анализа взаимодействия белков в молекулярной биологии.

  • Отражение синтаксических и семантических отношений между словами в тексте.

  • Бронирование номеров в гостиницах.

Заключение

Существует множество классов и типов структур данных — каждый со своими особенностями, преимуществами и недостатками. При выборе оптимальной модели управления информаций в первую очередь нужно руководствоваться индивидуальными особенностями конкретного проекта вроде объёма данных, уровня потенциальной нагрузки и масштабируемости.

Предыдущая статья
Оцените статью:
Следующая статья