Мы собираем файлы cookie и применяемрекомендательные технологии

Облачные сервисы и решения для бизнеса и физических лиц
  • Разработка

Облачные сервисы: что это такое и для каких целей

Облачные услуги завоевали большую популярность. Они используются практически для всех задач: от сервисов облачного гейминга до создания бизнес-инфраструктуры.

В статье мы расскажем об облачных сервисах, а также опишем их виды.

Что такое облачные сервисы

Облачные сервисы (или облака) — это инфраструктура и вычислительные ресурсы, которые предоставляются в аренду или принадлежат заказчику. Компании, в которых можно заказать облачные сервисы, принято называть облачными провайдерами.

Первые наработки в сфере облачных технологий возникли в шестидесятых годах двадцатого века. В 1967 году организация IBM смогла виртуализировать операционные системы так, чтобы их могли просматривать несколько пользователей одновременно. Далее в 1969 году Министерство обороны США представило сеть под названием ARPANET. Она была основана на протоколе TCP/IP и положила начало развитию Всемирной паутины.

Следующий виток развития облачных технологий пришелся на девяностые годы: в этот период был запущен глобальный интернет и разработана клиент-серверная модель вычислений.

Решающее событие для развития облаков произошло в 2002 году, когда компания Amazon Web Services представила собственное публичное облако. С тех пор облачные технологии претерпели значительные изменения: появились новые типы сервисов, которые могут решить многие задачи бизнеса.

Сервисы облачных технологий: какие типы существуют

Чаще всего облачные услуги классифицируют по типу инфраструктуры. На основе этого признака можно выделить три категории:

  1. Публичное облако.

  2. Частное облако.

  3. Гибридное облако.

Каждое из них мы описали ниже.

Публичное облако

Публичное облако — это тип услуги, при котором вся инфраструктура принадлежит провайдеру и размещена на территории его дата-центра. Фактически при заказе такого облака вы берете мощности в аренду. При этом обслуживанием оборудования и обновлением ПО занимается поставщик услуг.

Часто публичные облака используются:

  • для разработки и тестирования нового ПО,

  • для работы сайта с изменчивой нагрузкой,

  • в качестве платформы для аварийного восстановления и др.

Частное облако

Частное облако — это тип услуги, все ресурсы которой находятся в распоряжении одной организации-заказчика. Обслуживанием оборудования и обновлением ПО может заниматься как заказчик, так и компания-провайдер. Частное облако также может называться корпоративным или приватным.

Основное назначение частного облачного сервиса — это хранение конфиденциальных данных. По этой причине приватное облако может быть полезным в следующих сферах:

  • медицина

  • кредитование и финансы

  • информационная безопасность

  • логистика и другие

Гибридное облако

Гибридное облако — это решение, при котором одна часть мощностей работает по принципу публичного облака, а другая часть — по принципу приватного. Отличительная особенность гибридного облака заключается в наличии платформы управления. Этот компонент связывает публичную и приватную части, а также позволяет отслеживать доступные ресурсы.

Гибридное облако подходит для следующих задач:

  • быстрого масштабирования при высоких нагрузках

  • локализации данных

  • уменьшения времени отклика и других

Также облака классифицируют по назначению услуги. Существует большое количество облачных сервисов, наиболее популярные из них — PaaS, SaaS и IaaS. Однако типов облаков значительно больше. Мы расскажем о десяти из них:

  1. PaaS (Platform as a Service) — это готовое решение, которое представляет собой платформу с предустановленным программным обеспечением. Для того чтобы начать работу, достаточно подключиться к услуге и загрузить свои данные. Настройка конфигурации такого решения находится в зоне ответственности провайдера. Часто по технологии PaaS создаются решения со средами разработки и тестирования.

  2. SaaS (Software as a Service), как и PaaS — решение, которое полностью готово к работе. На основе SaaS могут быть созданы конструкторы сайтов, почтовые сервисы, CRM-системы и многое другое. Настройкой конфигурации и установкой ПО занимается облачный провайдер.

  3. IaaS (Infrastructure as a Service) — это услуга аренды вычислительных мощностей. В этом случае провайдер подготавливает оборудование к работе, а пользователь самостоятельно устанавливает нужное ему ПО.

  4. KaaS (Kubernetes as a Service) можно перевести с английского как «Kubernetes как услуга». Это решение представляет собой кластеры с предустановленным Kubernetes — оркестратором контейнеров с поддержкой нескольких сред выполнения (самая популярная из них — Docker).  

  5. DBaaS (Database as a Service) — это готовое решение с предустановленной системой управления базами данных (СУБД). 

  6. STaaS (Storage as a Service), или хранилище как услуга, — это решение для хранения информации и файлов. При этом мощности хранилища арендованы у компании-провайдера.

  7. DaaS (Desktop as a Service) ― это виртуальная машина с графическим интерфейсом рабочего стола. По функциональности эта услуга практически идентична рабочему столу на ПК. Единственное отличие состоит в том, что ПО виртуального рабочего стола установлено на удаленный облачный сервер, а не на компьютер. 

  8. DRaaS (Disaster Recovery as a Service) ― это сервис аварийного восстановления. DRaaS реплицирует данные вашей инфраструктуры на случай сбоя в работе основного сервера. В случае проблем инфраструктура перезапустится из DRaaS и продолжит работу. 

  9. BaaS (Backup as a Service) переводится с английского как «бэкап как услуга». Как можно понять из названия, этот облачный сервис предназначен для хранения резервных копий. Его отличие от DRaaS в том, что восстанавливать данные из бэкапа необходимо вручную.

  10. MaaS (Monitoring as a Service) в переводе с английского означает «мониторинг как услуга». Этот тип облака используется для отслеживания состояния инфраструктуры и программного обеспечения, сокращения незапланированных расходов и оптимизации работы организации.

Преимущества облачных сервисов

Облачные сервисы востребованы как в России, так и во всём мире. Мы выделили четыре преимущества, общих для всех популярных типов облаков:

  1. Масштабируемость и гибкая настройка. Облачная инфраструктура поддерживает горизонтальное (добавление новых серверов) и вертикальное (добавление мощностей существующему серверу) масштабирование. Это позволяет быстро адаптировать инфраструктуру под потребности проекта.

  2. Экономия ресурсов. Это преимущество вытекает из предыдущего. Благодаря простому масштабированию вы платите только за те мощности, которые потребляет ваш проект.

  3. Удаленный доступ. К облаку можно подключиться из любой точки земного шара: для этого нужен только доступ в интернет. Это позволяет организовать удаленную работу для всех сотрудников компании.

  4. Наличие дополнительных опций безопасности. Часто компании-поставщики облачных сервисов предоставляют дополнительные услуги защиты. Это может быть резервирование в облаке, защита от DDoS-атак, разграничение доступов и многое другое.

Для чего подходят облачные серверы

Облачные сервисы помогают решить большой спектр задач, поэтому подходят практически для всех пользователей: от индивидуального предпринимателя до крупной организации с большим штатом сотрудников.

Для каких задач подходят облачные сервисы:

  • ведение отчетности. Облака позволяют вести учет рабочего времени, хранить и согласовывать юридические документы, выставлять счета на оплату, составлять налоговые декларации и многое другое;

  • организация рабочих процессов. Если на облачном сервере настроена CRM-система, с ее помощью можно направлять и получать заявки на товары, запрашивать документы, заказывать счета и вести диалоги с клиентами;

  • складской учет. При помощи облачных сервисов можно хранить информацию о наличии товара и его количестве: это упрощает работу работникам склада. Часто для этих целей используются облачные серверы 1С;

  • коммуникация внутри компании. Облака позволяют обмениваться почтой, вести переписку в мессенджерах, ставить встречи в корпоративном календаре, созваниваться по видеосвязи и многое другое.

Помимо бизнес-задач, облачные сервисы можно использовать для установки многопользовательских игр, тестирования ПО, разработки приложений и многих других задач вне сферы бизнеса.

Как перейти на облачное решение

Перед тем как перейти на облачные сервисы, важно подготовиться. Рекомендуем действовать по следующему алгоритму:

  1. Выполните аудит вашего проекта. Проверьте, есть ли техническая возможность переноса и посчитайте, насколько выгодными будут облачные сервисы для вашего случая.

  2. Выберите облачного провайдера. Необходимо, чтобы потенциальный поставщик услуг соответствовал критериями надежности и имел все необходимые сертификации. 

  3. Зарегистрируйтесь на сайте поставщика услуг. После этого закажите облако, которое подходит под требования вашего проекта. Если вам необходимы дополнительные услуги (например, дополнительный IP), оплатите их вместе с облачным сервисом. 

  4. Настройте доступ к новой услуге. Для этого подходят частные локальные сети или VPN. 

  5. Перенесите информацию в облако. Это можно сделать самостоятельно или обратиться за помощью к новому провайдеру.

  6. Выполните настройки безопасности. Установите защиту от вредоносных атак, перехвата данных, систему мониторинга и другие инструменты.

В число облачных провайдеров входит компания SpaceWeb. На сайте sweb.ru можно заказать облачные сервисы и готовые облачные решения. Помимо этого SpaceWeb:

  • соответствует требованиям 152-ФЗ

  • имеет собственные ЦОД в Москве и Санкт-Петербурге

  • предоставляет бесплатную защиту от DDoS L3/L4

  • помогает перенести данные на новую услугу

Если вы хотите протестировать облачный сервер, его можно заказать с бесплатным тестовым периодом. Триал продлится 3 дня.

Конечно же, выбирать тип облачных услуг и переносить информацию в облако стоит после уточнения задач. Как только определитесь с задачами и критериями выбора услуг, тогда станет значительно проще подобрать подходящие решения и провайдера.

Предыдущая статья
Оцените статью: